Домой / Валяние / Использование хохломской росписи в парикмахерском искусстве. Хохломская роспись для начинающих: техника, образцы узоров

Использование хохломской росписи в парикмахерском искусстве. Хохломская роспись для начинающих: техника, образцы узоров

Пособие содержит 11 занятий и коллективную работу "Хохломской букет". Приведены образцы узоров, характерные для хохломской росписи, которые предлагаются ребенку скопировать или воспроизвести самостоятельно.
В книге предлагаются тренировочные "прописи" на тему хохломской росписи. Показаны и подробно рассмотрены (в том числе сила нажима, прикладывание кисти) основные узоры и орнаменты ("травка", "листочки", "ягодки").
Также изображены предметы с характерным рисунком и ребенок может по образу и подобию украсить предмет элементами в соответствии с заданием. Это и ложки, и чашки, всевозможные вазочки.
На первой странице представлены методические рекомендации к каждому занятию. Последняя страница содержит историю Золотой хохломы.

Учимся рисовать простейшие элементы травного орна­мента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный от­дельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу ки­стью, без нанесения предварительного рисунка каранда­шом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение вклю­чены главные элементы «травки»:

«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполня­ется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утол­щением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одина­ковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«Кустик» -это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен­ных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «уси­ков» и «завитков».

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас­сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са­мостоятельно расписывают рисунок изделия.

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол­ненную мастером. Праздничный и торжественный коло­рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета - черный и красный.

Цель занятия - постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный ор­намент, с использованием всех ранее изученных элемен­тов.

Сначала дети упражняются в наведении ведущего стеб­ля «криуля». Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением крас­ных и черных «кустиков».

Рассматривая солонку с травным узором, обращаем вни­мание детей на ритмичное чередование элементов орна­мента. Плавное течение ведущей линии - «криуля» под­черкивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное зву­чание.

Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоя­тельно наводя ведущий стебель и используя ранее изу­ченные элементы травного орнамента.

В хохломском узоре «листочки» кроме красного и чер­ного цветов используются также зеленый и желтый.

Рассматривая работу мастеров, следует обратить внима­ние детей на расположение ветки с осенними листочками. Свободное расположение листочков, травки подчеркивает форму изделия, придает легкость и пышность узору.

Дети импровизируют, создают свою композицию, приме­няя хохломскую палитру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.

На этом занятии дети учатся рисовать узоры кистью и печаткой-тычком. Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.

Ягоды брусничка, смородинка и рябинка (левая сторо­на листа) рисуются печаткой-тычком.

Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются ки­стью. По высохшей краске «разживляются» жел­тым цветом.

Дети расписывают изделие кистью и печаткой-тычком, используя «разживку» и другие приемы росписи.

Дети упражняются в рисовании хохломского орнамен­та с использованием ранее изученных элементов, дорисо­вывая орнаментальную полосу по образцу.

Рассматривая вазочку, расписанную мастером, обрати­те внимание детей на соответствие узора и формы пред­мета. Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

Дети самостоятельно придумывают и расписывают ва­зочку, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.

Это итоговое занятие, на котором дети могут исполь­зовать все ранее изученное. Детям предлагается самосто­ятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заго­товки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета. Букет будет более красивым и пышным, если дети дополнят его легкими ве­точками травки. В тетради в качестве примера изображен один такой букет.

При желании сделать большой букет, дети могут выре­зать аналогичные заготовки из цветной, желтой или крас­ной, бумаги и затем украсить их по своему вкусу.

Коллективная работа «Хохломской букет»

В качестве итогового занятия можно создать коллек­тивную работу при участии всех детей. Для этого каж­дый ребенок заготавливает несколько лепестков из цвет­ной бумаги желтого или красного цвета и расписывает их. Затем на большом листе ватмана выклеивается кра­сочный хохломской букет, в котором найдется место для работы каждого ребенка. Букет можно украсить усиками и кустиками. Такая коллективная работа будет хорошим украшением групповой или классной комнаты.

Из таких заготовок можно выклеить не только букет, но и гирлянду, орнамент, орнаментальную рамку и т. д.

Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данном параграфе.

Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).

Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.

В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.

Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятия различными промыслами и торговлей. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары с севера и с юга России. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях, и каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Но особым спросом пользовался щепной товар - деревянные ложки, чашки, миски. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили её на телеги летом и сани зимой и везли на ярмарку «к Макарию».

Роль художественного творчества в культуре любой нации сложно переоценить. Это собственно то, что на протяжении столетий накапливает в себя традиции, неповторимость этники, превращает народ в уникальный, духовно богатый и узнаваемый. На Руси по наследству передавались секреты технологий и техник мастерства. С годами искусство совершенствовалось, так возникали народные промыслы, которые в настоящее время возведены в категорию искусства. Одним из наиболее превосходных художественных народных промыслов является хохлома – удивительная роспись, которая известна и любима, как в России, так и за ее пределами.

История промысла

Известная роспись хохлома не только смотрится сказочно, но и появление такого искусства окутано легендами и переплетено волшебством.

https://flic.kr/p/WrFMnj

Хохлома – русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в районе славного и величественного Великого Новгорода. В связи с возникновением выдающейся росписи есть легенда. Когда-то на берегу прекрасной реки в нижегородской области жил мастер с «золотыми руками». Он умело вырезал из дерева ложки-плошки, а затем раскрашивал их удивительным образом, что всем казалось словно они выполнены из чистого золота. Известность о народном умельце быстро распространилась по окрестностям, а потом дошла и до самого царя. Правитель был разгневан, почему такой талантливый человек и не у него служит при дворе. Тогда послал царь слуг в леса, чтобы привели умельца ко двору. Искали они мастера, да так и не нашли. А произошло следующее: умелец случайным образом узнал, что за ним идут слуги царя и спрятался да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом научил он своему делу людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки переливались золотом.

В действительности же есть научный факт, что роспись по дереву и необычную технологию принесли на Заволжье раскольники, которые убегали, спасаясь от царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных мастеров, художников, иконописцев. Они и научили местных жителей такой красивой росписи. Необычно раскрашенную посуду продавали в большом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали откуда он привез такое чудо, он с радостью отвечал: «Из Хохломы!». С того времени так и принято называть невероятно красивую в русском народном стиле роспись хохломой.

https://flic.kr/p/5ToGao

Резьба по дереву и роспись под хохлому до сих пор является довольно популярным русским ремеслом в некоторых районах России.

Особенности промысла

Любой народный промысел выступает неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Основная особенность хохломской росписи – это удивительный золотой отлив. Интересно то, что в действительности в росписи нет ни капли настоящего золота.

Сочетание красок, дивные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка – все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждое ремесло обладает своими особенностями, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не является исключением.

https://flic.kr/p/9o1mBk

Для хохломской росписи характерны следующие черты:

  • Определенная цветовая гамма рисунка с применением всего лишь нескольких насыщенных оттенков. Наиболее популярное сочетание золотого и красного оттенка.
  • Высокая художественность рисунка. Для хохломы свойственно наличие множества мелких деталей.
  • Эксклюзивная, тонкая и кропотливая ручная работа.
  • Плавность форм и линий, отсутствие строгой геометрии.
  • Огромная образная выразительность росписи. Хохломская роспись представляет собой четкие акценты и яркие узоры.
  • Специальные технологии нанесения рисунка.
  • Классическая роспись делается обычно по дереву, чаще всего это посуда.

Такого необычного результата добиваются при помощи особых технологий, принципы которых остаются неизменными на протяжении нескольких столетий.

https://flic.kr/p/EHSkwc

Технология создания

Исторически вышло, что Русь во все времена гордилась народными мастерами, известность о которых распространялась далеко за ее пределами. Сложилось так, что предки могли не только создавать, но еще и беречь все традиции, рассказывая их своим потомкам. Поэтому каждый промысел – это не только удивительный шедевр, но еще и последовательная технологичность процесса появления народного изделия.

Все дело в особых правилах технологии, которыми умельцы придерживаются и в настоящее время. На первом этапе производиться изготовление заготовок . На Руси такая работа называлась «бить баклуши». Процесс этот довольно ответственный и кропотливый: сперва готовятся бруски необходимого размера, а затем с них убирается все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается требуемая форма миски, тарелки, ложки, чашки, горшка или любых других предметов. Главный секрет состоит в том, что для заготовок берут сырое дерево, поэтому оно должно обязательно просушиться.

После следует этап масляного покрытия. Испокон веков мастера использовали олифу или льняное масло, эта традиция осталась и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, прежде просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие дает изделию тот глянец и ту гладкость, который и выделяет это ремесло среди других.

https://flic.kr/p/bDyLE3

Важным этапом обработки перед тем, как собственно расписывать изделия является лужение. Такое мероприятие осуществляется при помощи добавления алюминиевого порошка. Старая технология позволяет получить эффект невероятной зеркальной поверхности. После всех этапов подготовки можно подходить к выполнению росписи.

Хохлома состоит из множества традиционных художественных техник и приемов, зная особенности и секреты, которых можно реализовать ее самостоятельно. Деревянная посуда и различные изделия, украшенные росписью в хохломском стиле, являются не только красивыми, но еще безвредными и практичными.

Хохломская роспись – это классика народного промысла. Те, кто знает смысл в искусстве, называют промысел «золотой осенью». И в самом деле, блеск, палитра, душевный и понятный каждому рисунок, – все это пропитано теплом и свежестью солнечного осеннего дня.

Секрет такого уникального искусства состоит в том, что при нанесении рисунка применяется определенная цветовая гамма. Это связано с тем, что истоком хохломской росписи явилась иконопись, поэтому многие оттенки в таких разных промыслах все же похожи между собой. Традиционными цветами выступают черный, золотой, оттенки красного. Иногда узор дополняется зеленым, желтым, коричневым оттенком или белым. Для того, чтобы рисунок стал фактурным, ярким и четким, обычно для росписи применяются краски с масляной основой. Нанесение рисунка является процессом творческим, который требует не только соответствующего состояния души, но и некоторых знаний.

https://flic.kr/p/naLKpi

Виды росписи

Пика расцвета народный промысел добился в 18-м веке. Это время было действительно полезным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже сформировалась, возникла классификация видов хохломского ремесла.

Основные типы хохломской росписи – это верховой и фоновый . Каждый имеет свои особенности и технологию. Верховой тип росписи делается на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок пластичные, мягкие, в результате творческой работы получается ажурная хохлома. Верховой тип росписи подразделяется на следующие виды орнамента:

  • Травный рисунок является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основой рисунка является витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, мастер выписывает мелкие колоски, ягодки, горошек.
  • Рисунок «под листок» , многие именуют его «под ягодку». По сравнению с тонкой «травкой», такой орнамент делается более широкими мазками, которые создают плавные формы листочков, тычком кисти художник наносит ягоды. Такой орнамент является стилизованным, так как мастер в особой технологии переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными составляющими такого хохломского орнамента служат крыжовник, гроздья смородины, земляника, колокольчики, ромашка. Они располагаются группами, простираясь вдоль витиеватого стебля, вплетение листочков придают округлость орнаменту. Именно такой стиль разрешает применять более разнообразную палитру с добавлением зеленого, желтого, белого и коричневого.

https://flic.kr/p/bzSKSU

  • Рисунок «пряник». Традиционный стиль художественной росписи характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть квадрат, круг или ромб, в центре которого делается стилизованный рисунок в виде солнца. Этот вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, чем травяной или ягодный. Его основная уникальность в том, что он похож на оригинальное солнце с лучами, которое постоянно находиться в движении.

Кроме верховой росписи, хохломская роспись может быть представлена фоновой. Из названия ясно, что перед нанесением рисунка обязательно делается фон. Обычно это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем выполняется золотым. Этот тип росписи подразделяют на два вида: «под фон» и роспись Кудрина .

Техника «под фон» трудна в реализации и требует определенного уровня мастерства, но такие работы обладают наивысшей ценностью. Характерными чертами фоновой росписи Кудрина служит стилизованное изображение цветов, плодов, завитков. Основную роль в орнаменте оказывает контурная линия.

https://flic.kr/p/oWQTmj

Все виды хохломской росписи невероятно художественны, узор напоминает необычной красоты ковер или полотно. В действительности, сделать такую роспись своими руками можно и самостоятельно, не обладая художественными сверх способностями. Мастера считают, что основная задача – это «набить руку», то есть научиться выполнять различные мазки, разгадать нажим кисти и уловить нюансы техники.

Хохлома является красочной и детальной росписью. Этот промысел составляет лишь малую часть культурного наследия русского народа, который украшает посуду, столовые приборы и многое другое. Изделия с хохломской росписью выглядят довольно шикарно и богато. Безупречная и разнообразная хохлома, как ни один другой промысел, способна передать тепло рук мастера и частичку его души.

(хохломская роспись) является неотъемлемой частью русской культуры. Она формировалась на протяжении нескольких столетий и существует и по сегодняшний день. Центры росписи под хохлому на сегодняшний день, да и в прежние времена находились в городах и деревнях Нижегородской области, в том числе и в городе Городец.

Хохлома. Роспись.

Особой популярностью на Руси всегда пользовались расписные деревянные изделия: посуда, сувениры, мебель и детские игрушки. Роспись по дереву берет начало еще с тех времен, когда люди верили в различных духов и расписными предметами пытались задобрить или наоборот защититься от них. На Руси существовало несколько центров художественного промысла, и все они отличались собственной уникальной техникой росписи. Одной из самых популярных в России считается - золотая хохлома. Это народная декоративная роспись по дереву, представляющая собой культурное наследие наших предков.

Особенность промысла – это изготовление «золотой» деревянной посудой, без применения драгоценного металла. Для украшения посуды и других предметов хохломой использовались три основных цвета: красный, золотой и черный. Каждый и цветов что-то обозначал: золотой считался цветом благополучия, красный – цветом власти, а черный цвет – олицетворял собой духовной очищение. Хохлома (роспись) состояла в основном из растительного орнамента. Также встречали силуэты птиц, рыб и даже зверей. Настоящим символом хохломы стала огненная жар-птица, пришедшая в нее из русских сказок.

Хохлома. Золото.

Золотая хохлома - это еще одно название известного художественного промысла. Причем под эти именем это народное творчество известно не только в России, но и в мире. Свое название золотая хохлома получила от неотъемлемого золотистого фона, который сопровождает весь орнамент. Она и по сей день является уникальной разновидностью народного этноса. Что уж говорить о прежних веках, когда золотая хохлома только появилась. Хохлома роспись не требовала, использования дорогостоящих материалов, поэтому посуда с хохломой была доступна не только богатым жителям, но и простым крестьянам.

Узоры хохломы имеют все характерные черты народного творчества: декоративность, образность и большая выразительность орнамента в купе с некой строгостью и даже скупостью художественных средств. В хохломе отсутствуют жанровые сцены. Хохломская роспись опирается и обозначает акценты исключительно на растительных узорах.

Со временем расписные мотивы хохломы видоизменялся. В 17-18 веках широко использовался растительная роспись, в которых предметы, как правило украшали травными узорами. Основным рисунками являлись изображения цветов и листьев. Такими хохломскими узорами расписывали мебель, стены и бытовые предметы. Со временем в хохломе появились и графические элементы.

Многие исследователи считают, что хохломская роспись берет свое начало из слияния ремесла древней Руси и иконописного письма. Так растительные узоры, которыми писали иконописцы, претерпел значительные преобразования. Они стали более четкими, строгими и простыми. Со временем к изображению листьев, изогнутых стеблей и цветов добавляются сочные красочные мотивы ягод: клюквы и брусники.

Золотая хохлома характеризуется двумя различными техническими направлениями.

Верховой рисунок.

В технике хохломской росписи при нанесении изображения применяют легкие пластичные штрихи. В качестве поверхности под узор используют золотое или серебряное основание. Сам рисунок наносится красной или черной краской. Выделяют три вида узоров:

1. Самым старинным и наиболее рапсрастраненным рисунок, используемый хохломскими мастерами во все времена, являются травные узоры . Растительные узоры напоминают так знакомые всем нам луговые травы. Эта хохломская роспись выполняется в виде украшения серебристой поверхности предмета разнообразными мазками, которые напоминают известные растения и травы. В узоре преобладают такие элементы, как завитки, колоски и мелкие ягодки. Отдельные узоры могут быть распределены по поверхности или собраны в одном месте. Они могут собираться в отдельные изображения или мотивы. Одним из излюбленных мотивов золотой хохломы являются изображение курицы и петуха, восседающих на деревьях и клюющих ягодки. Золотая хохлома - это поразительная роспись порождающая множество вариантов и комбинаций, которые ограничиваются лишь мастерством и фантазией мастера;

2. Второй вид: хохлома, узоры которой включают в себя уже привычный травяной орнамент с сочетанием новых элементов: цветов и ягод. Для этой росписи используют более крупные мазки. Она характеризуется наличием соединенных между собой трех или пяти листочков, имеющих овальную или остроконечную форму. Вдоль стебля изображаются ягоды, предпочтение отдается более крупным: виноград, вишня, клубника и крыжовник. И, конечно же, цветы! Хохломские мастера украшают изделия полевыми цветами: ромашками, колокольчиками, а также листьями клюквы, земляники и смородины. Золотая хохлома этого вида обогащена богатыми красками. Помимо основных черных и красных цветов здесь встречаются зеленые, желтые и коричневые оттенки;

3. Хохломская роспись «пряник» , ее еще иногда называют «рыжик» представляет собой самый простой верховой узор. Он изображается в виде геометрической фигуры, которая, как правило, принимает форму квадрата или ромба, с вписанным в их середину солнцем.

Фоновая хохлома. Кудрина. Под фон.

Золотая хохлома этой разновидности предстает перед нами в виде золотого рисунка, который эффектно контрастирует с типичным для хохломы красно-черным фоном. Фоновая хохлома роспись разделяется на два направления:

1.«Кудрина ». Свое название, эта техника хохломы переняла от кудрявых завитков, золотистого оттенка, которые образует на расписываемом предмете изумительную ажурную форму цветов, листьев и плодов растений. Эта хохломская роспись представляет собой своеобразный «ковер». Она выполняется не при помощи кистевого мазка, а пунктирной линией. И отличается тонким вырисовыванием деталей. Свободную от узора поверхность закрашивают фоновым цветом;

2. «Под фон ». При исполнении рисунка этой техникой вначале прорисовываются узоры хохломы: стебли, листья и цветы. Помимо растительности в рисунках можно встретить и изображения рыб или птиц. После прорисовки узоров, фон закрашивается краской, предпочтения отдают черному цвету. Затем поверх него кончиком кисти вырисовывают мелкие ягоды и цветы. Золото отображается в силуэтах птиц, крупных цветах или листьях. Это очень трудоемкий процесс. Такая хохломская роспись выполняется, как правило, на заказ и ценится выше остальных видов.

История возникновения хохломы.

Роспись золотой хохломы возникла примерно во второй половине XVII в деревнях Нижегородской области. Свое «имя» она получила из названия села, в котором на организованных ярмарках продавались предметы народного промысла.

Поскольку край не отличался плодородными землями, с которых можно было собрать богатый урожай, ремесленнические промыслы были чуть ли ни единственной возможностью прокормить себя и свою семью. К тому же близость к реке способствовала торговле. Нижегородская область славилась своими ярмарками, на которые съезжались не только торговцы из ближайших районов, но и со всей Руси. Раскрашенные деревянные предметы пользовались повышенным спросом не только из-за своей красоты, но и из-за прочности, которую придавала их специальная лакировка.

Создателями хохломы считаются иконописцы-старообрядцы, которые прятались в густых нижегородских лесах от царской расправы. Ведь хохломская роспись считается наиболее близкой по стилю именно к живописному расписыванию икон. У иконописцев были свои секреты мастерства, вместо драгоценного металла они применяли в своей работе порошок серебра, придавая с его помощью золотистый цвет иконам и приходской мебели. Обосновавшись в лесах, иконописцы начали заниматься ремеслом. Одним из промыслов был вытачивание посуды и предметы обихода из дерева, которые впоследствии раскрашивали привычной для себя техникой. Так и появилась золотая хохлома.

Подтверждают эту версию зарождения хохломы и разнообразные народные сказания. Одно из них рассказывает о великолепном мастере хохломской росписи, который скрывался в Волжских лесах от царских гонений. Его изделия были настолько прекрасны, что скоро слава о них дошла до Москвы. Узнав, о том, что царь отправил за ним солдат, мастер обучил своим умением местных жителей, передал им краски, кисти и исчез.

Постепенно золотая хохлома распространилась по деревням, городам и селам Нижегородской области. Одним, из них был город Городец, который находился на левом берегу Волги. Он славился своими ремесленническими и токарными мастерами. Здесь вырезали ложки, точили чашки и миски. Вскоре местные жители овладели и живописным мастерством хохломы. Со временем в Городце зародился новый народный промысел – городецкая роспись. Она и хохломская роспись имели много общих черт. Взять хотя бы присущую обоим промыслам черно-красно-золотую палитру цветов или изображение растительного орнамента.

Золотая хохлома разделяется на несколько периодов своего существования:

1. Становление промысла. Это времена переселения иконописцев и зарождения хохломы. Продлился этот период до начала 18-го века;

2. Второй период приходится на девятнадцатый век и подразумевает попытки изменения привычных орнаментов. Хохломская роспись породила высокий спрос на расписные деревянные изделия, что повлекло за собой попытки модернизации и усовершенствования уже имеющихся узоров. Роспись дополняется новой палитрой оттенков, появляются новый цвета: желтый, зеленый и коричневый;

3. Начало 20-го века. В этот период хохлома приобретает мировую известность, увеличивается ассортимент предметов. Выделяются два основных центра художественной росписи, каждый из которых обладает своими стилистическими особенностями.

Периоды развития золотой хохломы.

На начальных этапах становления промысла предметами росписи служили элементы посуды, которые украшались лишь узкими золотистыми ободками. Более обширный рисунок можно было встретить на украшенных братинах. Здесь на золотистом фоне часто вырисовывались крупные красные цветы, которым мастера, при помощи белильных оживок, искусно придавали еще больший колорит и выразительность.

Хохлома в начале XIX века подверглась большим изменениям. По оценкам исследователей хохломой занимались несколько десятков деревень. В технологии изготовления хохломы умельцы стали использовать оловянный порошок, который был значительно дешевле серебра. Экономия позволила выполнять более обширные росписи. Посуду теперь украшали более выразительным ажурным орнаментом. Главным орнаментом в этот период по-прежнему остается травная роспись. Она не только занимает лидирующие позиции, но продолжает развиваться. Именно этот период ознаменован ограничение цветовой палитры в хохломе. Раньше помимо основных цветов в росписи встречались и другие оттенки, например голубые или розовые.

Художники заметили, что золотистый фон смотрится выйгрышнее, когда лишь проступает через узор, а не обнажается открытыми участками. Таким образом, появился знаменитый ажурный узор хохломы, занимающий большую часть поверхности предмета.

Золотая хохлома и ее растительные узоры представляют собой сочетание отдельных стеблей и веточек с мотивами густых кустов и пышных деревьев, которые украшались ягодами разнообразных размеров, а также цветами. Особое место в травном узоре в те времена занимала «осочка». Это расписные удлиненные листья травы и стебли, как бы склоняющиеся под порывом ветра.

Однако хохломская роспись этого периода сильно проигрывала в художественной выразительности. Связанно это было редким использование в фоновой росписи. Ведь изготовление подобных изображений считалось очень трудоемким и сложным. Они выполнялись только опытными умельцам.

Эти техники получили свое развитие лишь во второй половине 19-го века после широкого применения золотой хохломы в производстве мебели. Предметы мебели украшались по черному фону золотыми жар-птицами и цветами. Узоры хохломы выглядели одновременно лаконично и необычайно выразительно.

В это же время роспись «кудрины» широко применялась при письме на ложках и чашках. Конец XIX века славится не только видоизменением и усложнением узора хохломы, но и расширением предметов, на которых она писалась. Теперь роспись под хохлому, помимо посуды, появилась на прялках, лубяных лукошках для грибов и ягод и другой утвари.

Золотая хохлома четко разделялась среди деревень, сел и городов на этапы работы. Например, в Городце подготавливали древесину и вырезали заготовки, а других деревнях украшали уже готовые заготовки. Этим процессом управляли купцы и торговцы, которые покупали вырезанные заготовки в одних деревнях и продавали другим, но уже в готовом, расписанном виде.

Последние годы XIX и начало XX века ознаменовалось непростым временем для хохломской росписи. На это повлияло два фактора. Во-первых, спрос на расписные изделия начал падать, деревянную посуду стали вытеснять фабричные товары. А во-вторых, на ухудшении торговли повлияли войны. В военное время многие художники были отправлены на фронт, а красильни закрылись. В это непростое время руководство Нижегородской области, и в том числе города Городец, приняли экстренные меры. В область были приглашены художники, которые должны были приспособить народные промысел к изменившимся вкусам городских жителей.

Это время ознаменовалось также ростом интереса к памятникам древней русской культуры. Таким образом, золотая хохлома преобразовалась с появлением причудливых ковшей, своей формой, напоминающих драконов и змей. В изготовлении мебели стали широко использовать звериную тему и образы различных животных. Расписывались эти предметы техниками «под фон» и «кудриной». Также появился новый узор хохломы – «славянская вязь». Она заимствовала свою технику с оформления старинных рукописных рисунков. Новая техника имела грубую, пеструю раскраску и характеризовалась сухими формами.

Золотая хохлома получила очередной удар во времени Великой Отечественной войны. Многие выдающиеся художники погибли на форте, что, конечно, печально отразилась на народном промысле.

Золотая хохлома во второй половине XX века.

Основной задачей впервые годы после войны было восстановление художественного коллектива и преемственность, обучение и передача накопленного опыта молодым мастерам. Огромный вклад в решение этой задачи внесли художники Нижегородской области.

Роспись под хохлому в этот период ознаменовалась развитием направления «под фон». Художники привнести новые грани в искусство, они пытались расширить изобразительные возможности узора хохломы. Золотая хохлома изобилует новыми мотивами. Теперь в раскрашенной посуде можно увидеть изображения спелых колосьев или виноградных гроздей. Часто встречаются изделия, украшенные пышными цветочными композициями и яркими плодовыми ветками.

Художники пытаются вывести хохломскую роспись на новый уровень и активно сочетают привычный растительный орнамент хохломы с изображениями эмблем, гербов и памятников архитектуры.

В середине прошлого века довольно четко обозначились два центра хохломы в России. Их олицетворяют мастера Ковернинского района Нижегородской области и умельцы Семеновской художественной школы. Золотая хохлома каждого из центров развивается самостоятельно и в различных направлениях.

Семеновские художники являлись непревзойденными мастерами растительного орнамента. Они широко используют в хохломской росписи разнообразные цветочные мотивы. Это и экзотические цветы, и знакомые нам лилии, тюльпаны и георгины.

В Семенове мастера часто прибегали к коллективной работе. Они совместно расписывали интерьеры общественных помещений. К ним относились дома отдыха, детские сады, комнаты матери и ребенка на вокзалах, стены и стенды выставочных залов.

Ковернинская хохломская школа отличалась живописной фоновой росписью. Золотая хохлома ковернинских художников поражала своей выразительностью, непосредственностью и простотой. У каждого мастера были свои любимые мотивы. Здесь присутствуют и красочные изображения сочных ягод на черном фоне и золотистая листва на коричневой поверхности. Встречаются неповторимые сочетания красных, коричневых и золотистых оттенков, мягко переходящих друг в друга.

Как и в прежние века, в современности золотая хохлома очень популярна и распространена. Центрами этого самобытного культурного наследия по-прежнему являются город Семенов Нижегородской области и деревня Семино.

Современная хохлома роспись сохраняет традиции и мотивы древности. Изменениям подверглась лишь цветовая палитра оттенков. К традиционным цветам хохломы прибавились разнообразные желтые, оранжевые, зеленые и коричневые оттенки.

Золотая хохлома семинских художников выражает в росписи старинной посуды. Они являются сторонниками фоновой техники и широко используют в своих работах разнообразные цветочные мотивы.

Однако наряду со старыми центрами появляются и новые производства, выпускающие изделия «под золото». Они отличаются огромным разнообразием расписных изделий. Здесь есть предметы традиционной русской утвари, интерьера и сувениры. Золотая хохлома придает этим простым, обыденным предметам сказочную форму, благодаря которой они привносят в дома атмосферу тепла, праздника и уюта. В хохломской росписи появились новые мотивы, среди которых расписные листья яблонь и золотые яблоки. Но в тоже время в хохломе присутствуют и уже знакомые нам гроздья рябины, плоды крыжовника, малины и хмеля.

Хохломская роспись выполняется в современных мастерских, имеющих все необходимое оборудование и материалы. В мастерских выпускаются не только декоративные сувениры и посуда, но и предметы мебели, в том числе и мягкой.

Фабрики изготавливают продукцию, как для российского потребителя, так и для иностранцев.

Хохлома. Технология.

Посуда, расписанная под хохлому, мебель и другие деревянные предметы, используемые в домашнем хозяйстве, которые также впоследствии украшались знаменитой росписью, изготавливались из лиственных пород деревьев: березы, липы или осины. На первом этапе работ древесину распиливают и просушивают, затем из нее вытесывают заготовки, так называемые болванки, которые в свою очередь под умелыми руками мастера приобретали задуманные очертания. Готовое изделие еще раз просушивают и отдают на отделку.

Поскольку древесина является пористым материалом, необходимо было создать водонепроницаемый слой. Для этого заготовку обмазывали глиной, в большом количестве добываемую у берегов Волги, например в Городце. Глину разделяли на маленькие кусочки и растворяли в теплой воде до получения густоватого раствора. Затем при помощи кусочка овечьей шкуры обмазывали стенки предмета полученным раствором и оставляли для просушки. После повторяли эту операцию еще раз.

На следующем этапе изделие пропитывали льняным маслом и выдерживали до полной пропитки. После наступала очередь шлифовки. Она нужна была, для того чтобы полностью закрыть все поры дерева промасленной массой, а также убрать все излишки и шероховатости. Шлифовка состояла из двух стадий. Вначале поверхность обрабатывали лычным мочалом, затем более мелкую шлифовку производили при помощи льна, точнее отходами, которые оставались после его обработки. После шлифовки изделие оставляли на несколько часов в истопленной печи.

После просушки предмет осматривали для выявления дефектов и неровностей, а затем обрабатывали шпаклевкой. Шпаклевка представляла собой смесь глины и олифы. После удаления всех неровностей изделия заново сушили, а затем для получения масляной пленки, несколько раз покрывали олифой.

На последнем этапе изделие на несколько часов оставляли в печь и обмазывали алюминиевым порошком, который впоследствии, окрашивал поверхность в золотистый цвет. Этот процесс назывался лужением. Теперь изделие было готово к росписи.

Хохлома наносилась на предметы ярким орнаментом вручную, при помощи кисти. Как правило, в мастерских работали целыми семьями. Расписанные изделия оставляли в печи для закалки. Именно под действием жара олифа желтела и появлялась золотая хохлома.

Современные технологии хохломской росписи несколько отличаются. Готовые деревянные заготовки сушат в течение нескольких дней при комнатной температуре. Сушка прекращается при достижении древесиной уровня влажности в районе 6-8 процентов. Затем просушенный полуфабрикат шпаклюют. Для этого применяют как специализированные современные шпаклевки, так и старый проверен способ – раствор глины. Шпаклюют изделия дважды с обязательно сушкой, которая длится около семи часов.

После этого, при помощи льняного масла заготовку грунтуют и оставляют на пропитку. Через некоторое время остатки масла аккуратно убирают кусочком ткани, а саму заготовку на несколько часов помещают в сушилку. После просушки изделие остужают, а его поверхность шлифуют.

После шлифовки поверхность покрывают двумя слоями олифы. В этих целях использовали только натуральную олифу. Ее варили по-старинному рецепту из конопляного и льняного масла. Затем изделие еще раз просушивали и покрывали алюминиевым порошком, который стали применять взамен оловянного порошка. В заключении остается последний самый ответственный этап — сама хохломская роспись.

Краски, применяемые в хохломе, проходят довольно жесткий отбор и должны отвечать очень высоким требованиям. Они должны быть термостойкими. Широко используют в хохломской росписи: охру, кармин, сурик и сажу.

Для нанесения основных элементов и простого узора используют штампы, изготовленные из шляпного войлока. В красильных цехах в большинстве случаев работают женщины. Роспись производят на весу. Работницы выполняют орнамент правой рукой, при этом, опирая расписываемый предмет на колено, и придерживая его левой рукой. Такая техника нанесения рисунка позволяет легко поворачивать предмет в ту или иную сторону.

Техника хохломской росписи подразумевает специфическом держании кисти. Особенность заключается в том, что в процессе письма принимают участие не только пальцы, а вся кисть. Во время нанесения орнамента кисть располагается практически перпендикулярно к поверхности предмета. Она закрепляется между средним и указательным пальцами и придерживается подушечкой большого пальца. Для нанесения рисунка в хохломе используют небольшие, тоненькие кисти, имеющие волосяной кончик.

После завершения росписи, краски дают время полностью высохнуть, а затем изделие покрывают несколькими слоями лака

Хохлома. Посуда росписанная под хохлому.

Пожалуй, наибольшую популярность хохломская роспись получила именно изображенная на посуде. Деревянные чашки, ложки, тарелки и другая посуда пестрили ярким орнаментом хохломы. Помимо очевидной красоты и богатства, которые придавала золотая хохлома, казалось бы, обычным предметам, она также делала их более прочными. Посуда расписанная под хохлому очень практичная, она не боится ни жара, ни стужи.

Основным мотивом в украшении хохломской посуды, является «травная роспись». Тарелки украшены цветами, ягодами рябины, листьями и изогнутыми веточками. И это не случайно, издавна на Руси изображения плодов и цветущих кустов считалось пожелание достатка, добра и благополучия. Зачастую изображение тех или иных мотивов напрямую была связана с типом и размером посуды.

Например, роспись на чашах, тарелках и блюдцах основывалась на круговом орнаменте. Наиболее ярко обозначалось дно или центр тарелки. Там мастера, расписывали розетку, с отходящими от нее в разные стороны линиями. На крупных предметах использовалась роспись «пряник», которая умело, сочеталась с травным орнаментом. Таким образом, статичный геометрический центр эффектно контрастировал с динамичными и изогнутыми стеблями.

Посуда, хохлома которой сочетет в себе два вида техники (хохломская роспись «под фон» и травные узоры), получала особую яркость и богатство. На золотистом фоне умело выделялись композиции листьев и ягод, выполненные сочными красными или черными мазками. Любая роспись посуды под хохлому представляла собой полет творческой фантазии мастера. Основные мотивы росписи служили лишь отправной точкой, поэтому любой предмет посуды, выполненный золотой хохломой представлял собой поистине уникальное и неповторимое произведение искусства. Отдельное внимание стоит уделить хохломским деревянным ложкам, которые поражают воображения своими причудливыми мотивами. Роспись на ложках выполнялась в двух вариантах. Либо золотым на красном или черном фоне, либо красным или черным цветом на золотой поверхности. Эти яркие предметы интерьера украсят ваш дом и привнесут в него уют и нотки народного этноса. К тому они замечательно подойдут для маленьких детей. Рисунок на них наносится специальными пищевыми красками. А поскольку такая ложка несколько глубже обычной, она прекрасно подойдет для тех, кто еще не научился уверенно держать в руках столовые приборы.

Немногие знают, что хохломские ложки также используют в качестве музыкальных инструментах. Впервые ложки стали использовать в качестве музыкальных инструментах еще в 18-м веке, а сейчас есть даже специализированные школы обучающие игре на них, Как правило, комплект для игры состоит из 3-5 ложек различного размера. Звук извлекают ударами друг о друга задних частей черпаков.

Хохлома в интерьере.

Раньше золотая хохлома встречала исключительно на деревянных предметах. Это и посуда и всевозможные аксессуары, и предметы интерьера. Спустя века золотая хохлома перебралась и на другие поверхности: пластмассу, металл и текстиль. Все большую популярность хохлома приобретает в украшении домашнего интерьера. Однако здесь следует помнить одно «золотое» правило – не стоит перегружать обстановку расписными предметами. Для придания национального колорита подойдут один-два ярких предмета.

Как правило, золотая хохлома в интерьере встречается на кухне. Здесь посуда, представленная декоративными расписными тарелками, разделочными досками, подносами; текстиль, в виде штор и скатертей с причудливым орнаментом, а также яркие предметы домашней утвари. Например, расписной фартук или прихватка для горячего.

В остальных помещениях золотая хохлома может присутствовать в виде изображений на стенах. Нанести подобные хохломские узоры можно краской, используя специальные трафареты или купить виниловые наклейки с изображение причудливого узора хохломы. Мебель под хохлому может быть выполнена как одноцветная роспись, так представлена в традиционной цветовой гамме. Хохлома прекрасно подойдет для комнаты ребенка. Ведь все дети любят яркие вещи. К тому же мебель и предметы интерьера, расписанные золотой хохломой, с детства знакомят их маленького обладателя с культурным наследием своей страны и прививают ему индивидуальный и самобытный вкус. В детской комнате прекрасно будут смотреться небольшой столик со стульчиками расписанные узорами золотой хохломы или вместительная деревянная коробка для игрушек.

Интерьер спальне можно украсить при помощи постельного белья. Кровать в ярком убранстве золотой хохломы будет смотреться по-королевски роскошно и богато.

И, конечно же, разнообразные солнечные аксессуары привнесут в ваш дом тепло и уют. Это могут быть как, казалось бы, привычные для нас расписные шкатулки и сувениры, так и совершенно обычные предметы обихода. Сейчас роспись под хохлому появляется даже на компьютерных мышках и мобильных телефонах.

При использовании хохломских предметов в интерьере не стоит смешивать их с другими направлениями народного промысла (гжель, жостово и другие) иначе это будет смотреться неуместно и слишком аляписто.

Мировая известность хохломских узоров.

Со времен своего появления золотая хохлома пользовалась большим спросом на различных ярмарках. Хохломские узоры можно было встретить и на базарах Городца, в Нижегородской области, и на самой большой в те времена - Макарьевской ярмарки. Золотая хохлома получила свое признание не только в России, но и заграницей. Из Макарьевской ярмарки хохлома сначала развозилась по всем уголкам России, а в XIX веке добралась и до соседних стран: Ирана, Индии, Турции и некоторых стран Средней Азии и Европы. В начале прошлого столетия узоры хохломы получила всемирную известность. Красоту этих, казалось бы, простых предметов оценили художники, ученые и простые жители. Хохломские изделия покупали во Франции, Бельгии, Америки и даже Африки.

Посуда, мебель и сувениры, украшенные яркими, самобытными узорами и по сей день, выставляются и пользуются огромным спросом на международных ярмарках во многих странах.

Наверное, каждый иностранец, побывавший в нашей стране, будет рад посещению какой-либо народной ярмарки. На которой он сможет в полной мере познакомиться с наследием русской культуры. И конечно не забываемым подарком будет являться известный русский символ – матрешка, расписанная хохломой.

Золотая хохлома – это самобытное и уникальное русское творчество, насчитывающее в своей истории уже более трехсот лет. За это время она не только ни утратила свою популярность, но и стала одним из символов России в глазах иностранцев. Хохломская роспись не только неповторима и роскошна, она привносит в нашу обычную жизнь красоту и солнечное тепло и имеет также и символическое значение. Ведь основные мотивы золотой хохломы обозначают богатую гармоничную жизнь и несут в себе свет и добро.

Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного искусства в России является хохломская роспись. Более трехсот лет умельцы изготавливают невероятно красивую посуду, которую уже можно назвать визитной карточкой русского народа. Процесс создания шедевра достаточно сложный, включает как создание заготовок и их обработку, так и дальнейшая роспись. Но освоить это мастерство сможет каждый, достаточно лишь узнать об характерных особенностях творческого процесса.

Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного искусства в России является хохломская роспись

Сложные орнаменты принято наносить на изделия с помощью трафарета, которые можно купить или распечатать, но для того, чтобы научиться этой разновидности росписи, необходимо освоить азы. Самые простые узоры наносятся кистью.

Новичкам лучше освоить сначала следующие из них:

  • травинка. Узор представляет собой выгнутую вбок линию. Кисть прижимается в центре, а с краев нажим сводится к минимуму. Отмечается плавное, но сильное утолщение;
  • завиток. Элемент более сложный. Кисть проводится с одинаковой степенью нажима, при этом линия должна быть скручена, как улитка;
  • капелька. Идеально подходит для тренировки нажима. Кисть при этом нужно ставить основанием ворсинок и проворачивать на 180 градусов, медленно убирая с поверхности т протягивая вперед;
  • кустик. Капельки рисуют в виде веера, а в их основании ставят н6ебольшую точечку;
  • листик. Рисование этого узора достаточно простое. Необходимо просто в зеркальном отражении вывести травинки, выгнув их наружу, а пустоту внутри заполнить краской аналогичного цвета.

Галерея: хохломская роспись (25 фото)


















Мастер-класс по хохломской росписи (видео)

Элементы хохломы для детей-дошкольников: поэтапные шаблоны

Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки . Детские рисунки всегда ценились и радовали глаз родителей. Часто такое занятие, как аплликация проводят в старшей или подготовительной группе детского сада. Чтобы создать узор, достаточно изготовить штамп из трубочки и бумаги, в который и будет обмакиваться краска. Более мелкие элементы уже рисуют кистью, как на картинки.

Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки

Рисуем с детьми:

  • брусничка. С помощью штампа рисуются красные кружочки, дополнять которые другими элементами нет необходимости;
  • смородина. Возле травинки собираются ягодные кружки, на которых кистью необходимо расставить золистые точки;
  • рябина. Штампом рисуются ягоды, а кисточкой добавляются достаточно узкие и вытянутые капельки, а также листики в основании получившейся грозди. Дополнительно нужно сделать вкрапления золотого цвета;
  • малина. Штампом рисуются шесть кругов, не соблюдая при этом определенного расстояния, но немного накладываясь один на один. Блики добавляются используя технику травинок. Дополнительно кистью ставятся точки;
  • чашелистик. Вместе собираются травинки, рисуется веточка и листочки.

Украшаем кухонную доску: роспись под хохлому по дереву поэтапно

Хохломская роспись чаще используется при нанесении рисунка по дереву . Нередко умельцы прибегают к украшению классическими узорами кухонных досок. Такое изделие можно преподнести в качестве сувенира гостям, либо же украсить собственную кухню.

Что понадобится:

  • разделочная доска;
  • клей;
  • гуашь;
  • яичный белок;
  • бумага;
  • карандаш;
  • кисти для рисования;
  • малярная кисть.

Хохломская роспись чаще используется при нанесении рисунка по дереву

Ход работы:

  1. Доску промазать яичным белком и оставить высыхать.
  2. Взять бумагу и на ней карандашом нарисовать эскиз.
  3. На доску теперь нанести золотую краску и дать время ей высохнуть.
  4. Рисунок перевести на доску.
  5. Цветочные орнаменты и ягоды раскрасить в красный цвет.
  6. Прорисовать стебельки и прожилки тонкими полосками.
  7. Обвести тонко кисточкой все контуры.
  8. Раскрасить доску таким образом, чтобы рисунок получился на черном фоне.
  9. После высыхания краски продолжить раскраску.
  10. Добавить зеленую травку.

После полного высыхания доски нанести на всю ее плоскость лак.

Хохломская роспись на тарелке: пошаговое описание

Украсить тарелку или деревянной ложки орнаментом совершенно не сложно, главное знать основные принципы. Нарисованные элементы выглядят красочно, торжественно. Справится с этой задачей даже школьник.

Что понадобится:

  • акриловые краски;
  • карандаш;
  • кисточки;
  • палитра;
  • одноразовая тарелка;
  • баночка;
  • орнамент.

Украсить тарелку орнаментом совершенно не сложно

Ход работы:

  1. Выбрать узор, который будет наноситься на тарелку. Это может быть петух, птица или простые ягоды.
  2. Перенести орнамент на тарелку.
  3. Бон сделать красным.
  4. Аккуратно раскрасить все остальные элементы.
  5. Обязательно сделать ободок черного цвета как по внутренней стороне тарелки, так и по краю.
  6. Добавить по ободку капельки.
  7. Оставить тарелку до полного высыхания в подходящем месте.
  8. Нанести лак и дать изделию высохнуть.

Расписная шкатулка под хохлому: мастер-класс

Само название этого изделия указывает на его благородство и изящество. Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной.

Что понадобится:

  • краски;
  • фоновая краска (бронза или медь);
  • малярный скотч;
  • беличьи кисти;
  • кисточка для лака;
  • карандаш;
  • калька;
  • наждачная бумага;
  • шкатулка из дерева.

Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной

Ход работы:

  1. Все неровности на шкатулке заштукатурить. Только после того, как поверхность станет гладкой, можно приступать к работе.
  2. Покрыть поверхность изделия фоновой краской и подождать, пока она высохнет.
  3. На бумаге нарисовать рисунок, который в дальнейшем будет нанесен на шкатулку.
  4. После того, как шкатулка высохнет, карандашом перенести на нее подготовленный эскиз. Для этого прикрепить бумагу к самой шкатулке с помощью скотча.
  5. Обвести контур рисунка черной краской, используя самую тонкую кисть.
  6. Закрасить и более крупные элементы черным цветом.
  7. Подождать, пока черная краска просохнет.
  8. После этого разукрасить все остальные элементы и дать краске еще время просохнуть.
  9. Дополнительно украсить изделие усиками, капельками.

Нанести на шкатулку лак (не менее двух слоев) и дать ему просохнуть.

Самые популярные орнаменты хохломской росписи

Перед тем, как приступить к столь оригинальному крашению кувшина или тарелки, необходимо узнать, какие из орнаментов чаще всего используются в процессе творчества.

В большинстве случаев мастера прибегают к нанесению следующих из них:

  • травяной узор. Трава в данном случае лишь отдаленно напоминает растущую на лугу осоку. Наносят ее на изделия лишь в черном либо красном цвете, но тем не менее воспринимается этот узор травяным;
  • рыжик. Это узор из отдельных травинок. Его используют в процессе обрамления различной кухонной утвари;
  • Кудрина. Для орнамента характерны всевозможные завитки, колечки, ненавязчиво огибающие ягоды и цветы. Применим при росписи округлых предметов, а также плоских, таких как стулья и столы;
  • Пряничный. Это геометрическая фигура, которая вписывается в ромб либо же квадрат. В центре орнамента рисуют солнца с закрученными лучами.

Хохлома: уроки росписи (видео)

Роспись по дереву – это настоящее искусство, овладеть которым при желании может каждый, можно смотерть на образцы и делать самостоятельно. Естественно, что с появлением современных материалов, необходимость в закалке таких изделий уже отпадает. Кроме того, все заготовки можно приобрести в специализированных магазинах. Творческий процесс при этом становится максимально простым, но не менее увлекательным.